ИГРЫ РАЗУМА Весьма радует интерес американского кинематографа к непостижимым способностям и особенностям человеческого сознания. Это завоевание только последних двух-трех лет и, полагаю, эффект интеллектуализации штатовского кино возник на этой почве абсолютно случайно: нельзя копаться в чужих мозгах, не заглядывая в глубину души. Это, так сказать, побочный эффект - одно должно цепляться за другое. "Игры разума" - очередная попытка развлечь публику нагромождением загадочных и пугающих событий (американский зритель - это натуральный адреналинщик!), образом шизофреника (их в США тоже предостаточно) и несколькими шуточками сексуального характера, которые получились на удивление непошлыми, милыми и интеллектуальными. Вообще при просмотре картины возникает ощущение, что режиссер так до самого конца и не определился в выборе жанра: то ли это драма, то ли комедия, то ли мелодрама о тяжелой жизни гениального человека, с элементами шпионского детектива... Итак, жанр... Тут есть и моменты, когда к горлу подкатывает ком и хочется плакать, и другие, когда волосы на голове начинают шевелиться от ужаса, и те, в которые зал начинает неудержимо хохотать... Наверное, я впервые встречаю такую неоднородную субстанцию в кинематографе. Главный герой. Рассел Кроу никогда не был и не будет героем-любовником, какие бы любовные переживания на экране он ни разыгрывал. Похвально, что практически все его роли выдержаны весьма тонко, буквально на грани. Он груб и трогателен одновременно. Его безумие настолько естественно, что невольно начинаешь верить не сценарию, а этому неуклюжему шизофренику. Неловкое обаяние из него так и прет, вместе с, казалось бы, совершенно непроизвольными нервными подергиваниями - первым признаком душевного нездоровья. Главная героиня. Типичная жена гения. Такая женщина просто обязана присутствовать при вручении ее мужу Нобелевской премии и выслушивать слова благодарности со слезами на глазах. Немножко разлюли-малина, зато в первой части она успешно была просто влюбленной женщиной, почти героической женой, такой, какой жена и должна быть. Самое тяжелое для женщины, вероятно, сохранять веру в любимого человека. Эта вера - единственное, на чем порой держится жизнь. Дженнифер Коннели, наверное, очень остро это прочувствовала, раз смогла так здорово воплотить на экране. Главная
трагедия. Представьте себе, что ваша жизнь - как необитаемый остров.
Там нет никого и ничего, кроме вашей работы. Все время уходит на определение
траектории движения птиц и разрисовывание оконного стекла графиками. И
среди всего этого есть только одна добрая душа, которая никогда не даст
тебе погибнуть.Есть единственный человек, которому доверяешь свои самые
сокровенные мысли, кто никогда не предаст, кто помогает тебе... И вдруг
ты узнаёшь, что этого человека не существует. Никогда не существовало.
Он - это ты сам. Игры твоего разума. И ты по-прежнему одинок. Все твои
слова уходили в пустоту. Твоя жизнь - сон. Твоя работа - фантазия. Ты
не знаешь даже, где настоящее, а где придуманное. Вот это действительно
страшно. Особенно если хорошо сыграно. А сыграно объективно просто отлично!
Даже мелодраматические эпизоды почти не нарушают общей картины. Финал...
Три молчаливых призрака идут рядом с Джоном Нэшем всю его жизнь, служа
молчаливым укором за "предательство". Предательство иной реальности,
существовавшей лишь в его сознании. Но под конец фильма то, что должно
было придать горьковатый привкус переслащенному хэппи-энду, создало, напротив,
комический эффект: зал откровенно ржал. |