ИГРЫ РАЗУМА

Весьма радует интерес американского кинематографа к непостижимым способностям и особенностям человеческого сознания. Это завоевание только последних двух-трех лет и, полагаю, эффект интеллектуализации штатовского кино возник на этой почве абсолютно случайно: нельзя копаться в чужих мозгах, не заглядывая в глубину души. Это, так сказать, побочный эффект - одно должно цепляться за другое. "Игры разума" - Джон Нэш реальный и киношный. Найдите 10 отличийочередная попытка развлечь публику нагромождением загадочных и пугающих событий (американский зритель - это натуральный адреналинщик!), образом шизофреника (их в США тоже предостаточно) и несколькими шуточками сексуального характера, которые получились на удивление непошлыми, милыми и интеллектуальными. Вообще при просмотре картины возникает ощущение, что режиссер так до самого конца и не определился в выборе жанра: то ли это драма, то ли комедия, то ли мелодрама о тяжелой жизни гениального человека, с элементами шпионского детектива...

Итак, жанр... Тут есть и моменты, когда к горлу подкатывает ком и хочется плакать, и другие, когда волосы на голове начинают шевелиться от ужаса, и те, в которые зал начинает неудержимо хохотать... Наверное, я впервые встречаю такую неоднородную субстанцию в кинематографе.

Главный герой. Рассел Кроу никогда не был и не будет героем-любовником, какие бы любовные переживания на экране он ни разыгрывал. Похвально, что практически все его роли выдержаны весьма тонко, буквально на грани. Он груб и трогателен одновременно. Его безумие настолько естественно, что невольно начинаешь верить не сценарию, а этому неуклюжему шизофренику. Неловкое обаяние из него так и прет, вместе с, казалось бы, совершенно непроизвольными нервными подергиваниями - первым признаком душевного нездоровья.

Руководство для непризнанных гениев: как правильно  выбрать подругу жизниГлавная героиня. Типичная жена гения. Такая женщина просто обязана присутствовать при вручении ее мужу Нобелевской премии и выслушивать слова благодарности со слезами на глазах. Немножко разлюли-малина, зато в первой части она успешно была просто влюбленной женщиной, почти героической женой, такой, какой жена и должна быть. Самое тяжелое для женщины, вероятно, сохранять веру в любимого человека. Эта вера - единственное, на чем порой держится жизнь. Дженнифер Коннели, наверное, очень остро это прочувствовала, раз смогла так здорово воплотить на экране.

Главная трагедия. Представьте себе, что ваша жизнь - как необитаемый остров. Если у вас нет паранойи, это еще не значит, что за вами не следят. И наоборот... Там нет никого и ничего, кроме вашей работы. Все время уходит на определение траектории движения птиц и разрисовывание оконного стекла графиками. И среди всего этого есть только одна добрая душа, которая никогда не даст тебе погибнуть.Есть единственный человек, которому доверяешь свои самые сокровенные мысли, кто никогда не предаст, кто помогает тебе... И вдруг ты узнаёшь, что этого человека не существует. Никогда не существовало. Он - это ты сам. Игры твоего разума. И ты по-прежнему одинок. Все твои слова уходили в пустоту. Твоя жизнь - сон. Твоя работа - фантазия. Ты не знаешь даже, где настоящее, а где придуманное. Вот это действительно страшно. Особенно если хорошо сыграно. А сыграно объективно просто отлично! Даже мелодраматические эпизоды почти не нарушают общей картины.

Финал... Три молчаливых призрака идут рядом с Джоном Нэшем всю его жизнь, служа молчаливым укором за "предательство". Предательство иной реальности, существовавшей лишь в его сознании. Но под конец фильма то, что должно было придать горьковатый привкус переслащенному хэппи-энду, создало, напротив, комический эффект: зал откровенно ржал.

Вот работаешь-работаешь, а потом оказывается, что задание тебе приглючилось :(С чисто геометрической точки зрения пропорции этого математического опуса неидеальны. Но конструкция изящная и оригинальная. Вспоминается "Бойцовский клуб", где часть жизни так же оказывается исключительно "виртуальной". Но в "Клубе" не возникает такого острого ощущения собственного бессилия и ужаса перед разрушением иллюзий. Напротив - некое молчаливое изумление собственным величием. Еще Одоевский в своей "Сильфиде" доказал пагубность исцеления для сумасшедших. У человека нельзя отнимать его фантазии - жизнь становится пустой. Игры разума - попытка сбежать от одиночества, от невозможности что-то изменить в самом себе. Быть может, так и зарождается болезнь. В одиночестве...

К остальным рецензиям

На главную

 

Сайт управляется системой uCoz