Чудеса "Эквилибриума", или Новая мораль

"Рядовой одноразовый фильм". Да, планировать поход на эту картину задолго, перечитывать все попадающиеся рецензии и ждать премьеры было бы немного странно. Такие фильмы смотрятся спонтанно, а чаще всего вообще выбираются из предлагаемого списка уже возле кассы. Хотя, думается, любителей футуристической фантастики этот фильм интересует не зря. Не очень гремучая, но эффектная смесь брэдберевского "451 по Фаренгейту", недавно вышедшего бледного "Особого мнения", замятинской антиутопии "Мы" и, извините, подзабытых "Новых амазонок". Это те ассоциации, которые приходят в голову по ходу дела. Ну, есть еще немного от "Матрицы", но об этом потом.


Итак, к началу. История, как водится, начинается с картины разрушений: как, мол, тяжко было людям и что они стали делать, чтобы столь тяжко не было. При этом хроника мировых войн перемежалась крупными планами их зачинателей: Гитлер, Сталин и... Саддам Хусейн. Эти начальные кадры, кажется, были смонтированы уже после завершения работы над картиной, как постскриптум, а выведены в эпиграф. Сразу возникает мысль: это наскоро слепленный агитационный материал. А в результате все оказалось немного не так. Смысл-то каков? Ну, вроде как люди чуть не перемочили друг друга в ноль в третьей (судя по всему, хусейновской) мировой, после чего, предотвращая четвертую, человечество изобрело нестандартный способ бороться с проявлениями агрессии - убивать эмоции. Это не совсем то, что у Брэдбери. Там он ограничился книгами (логично: книги - питание для разума, интеллекта и, соответственно, свободомыслия). Здесь же огню предается абсолютно все, включая и музыку (у Брэдбери же, как мы помним, она постоянно туманит мозги жителям славного будущего вместе с нескончаемыми бессюжетными сериалами). Вроде бы, мораль ясна: нельзя допустить войны, потому что тогда будет вам вот такая фигня, мир без эмоций, взаимная слежка, "павлики морозовы" в каждом доме и проч. и проч. Запомним это первое впечатление, в конце рецензии вернусь к морали.
К чести создателей, место действия четко как "обломки бывших США" не обозначены - просто такой нью-йоркоподобный монстр, весь в гигантских экранах (сразу в памяти всплывает клип на элтонджоновскую Believe), с которых вещает некий загадочный "вождь" - вещает круглые сутки. Это комплимент его ораторским способностям - в мире без эмоций, без образного мышления, умудряться произносить речи длиной в 24 часа... Если сейчас начать вспоминать, где еще были эти загадочные и от чужих глаз скрытые повелители, дрожащие за свою жизнь, можно до многого договориться. Ну, самое основное сравнение - Гудвин великий и ужасный, а на самом деле - фокусник средней руки, которого просто хорошо пропиарили. Тут та же самая фигня. При всех мерах предосторожности в финале этот Гудвин совершил такую глупую оплошность, что непонятно, как это он до сих пор вообще дожил? И тоже коварен, и тоже самовлюблен, и тоже труслив, как многие и многие в галерее подобных образов.

Главный антагонист героя - амбициозный паренек, до странности глупый и самоуверенный. Вопреки всем ожиданиям финальная схватка при всей своей завораживающей красоте оказалась до скучного короткой - обычно так не бывает, злодей - мы уже привыкли - оказывается более живучим, чем все остальные. Кроме того, он еще и чернокожий. Товарищи, а где же политкорректность? Я там больше ни одного чернокожего героя не заметила...
Кстати, в качестве стрелялки-рубилки этот фильм - просто чума! В стиле"Матрицы", но не она. Кажется, в технике "перебивания" одновременно двух десятков противников появилось что-то новенькое. Смотрится шикарно, снято стильно, смотреть легко. Главное в таких сценах - герой принимает красивые позы и умеет их "удерживать". Периодически вспоминается сцена из начала "Матрицы", в которой Тринити на мгновение зависает в воздухе, перед тем как нанести сокрушительный удар.


Героиня. Изумительно несовершенна и от этого во сто раз милее отполированных "календарных" див. Банальный хэппи-энд не предусмотрен, потому как любишь кататься - люби и саночки возить. Отказался от препаратов, подавляющих чувства, совершил "эмоциональное преступление" - посмотри на оборотную сторону медали тоже. Эффектной вышла и сцена казни героини. Без излишеств, с нормальным уровнем адреналина, никаких "перехлестов". Красиво.

Шон Бин. Глаза, полные мудрости, страдания и любви. Черт возьми, стоило ли такого интересного актера приглашать в картину ради десяти минут экранного времени? Думаю, да. Ради "ступай легко, ты топчешь мои грёзы". Если посмотрите фильм, поймете, о чем я.
Павлик Морозов. Маленький мальчик оказывается мудрее родного отца. Давно отказавшись от транквелизаторов, он, тем не менее, столь удачно изображает из себя малолетнего шпиона и предателя, что его ненавидишь почти до конца, когда все становится ясно. В принципе, персонаж ненужный. Но именно в финале вызывает улыбку благодарности. За то, что не Павлик. За то, что не Морозов.
Главный герой. Ох, колоритный персонаж - глаза горящие, желваки перекатывающиеся... На его совести - две соженные в огне правосудия возлюбленные. Кристиан Бэйл играл хорошо. Просто супер. В рамках того, что нужно было сыграть. В "стреляльных" сценах просто неотразим. Может, в первой части немного слишком акцентировалось внимание на его безупречной мускулатуре.
Герои подполья. Измученные бледные страдальцы, жертвенные козы, готовые положить свои жизни на алтарь
жизни новой. Банально, но без них фильма бы не было. Кто-то же должен сохранить улыбку Моны-Лизы и "Сказки матушки гусыни" для потомков (опять же - "Улыбка" Брэдбери)...
Финал радует. Раньше главный герой, держа злодея на прицеле, презрительно искривил бы губы и сказал: живи, червь, и пусть тебя судит наш свободный народ... или: живи, скотина (тьфу на тебя), и пусть тебя точит сознание того, какое ты ничтожество и как все тебя ненавидят. бе-е. Нет, теперь идеалы гуманности несколько изменились. Это не первый уже случай, когда герой пристреливает противника со словами: "убью тебя с радостью". Только здесь эта фраза приобретает новый смысл - с РАДОСТЬЮ, новым, незнакомым чувством. Итак, один из логических итогов фильма: человек эмоциональный отличается от безэмоционального тем, что убивает _с радостью_. Да, все-таки жить надо в удовольствие.
Самый финал - это, блин, такая антиутопия, которая никому не снилась. Вот она, истинная мораль: горы трупов, обезумевшие от нахлынувших чувств люди с оружием захватывают город Либру, уничтожают себе подобных... Вот она, ваша четвертая мировая. Получается так: если не сейчас, то потом, если не Саддам, то кто-то еще. Как ты ни крутись, а война у нас в крови. И ради чего убиваем - в сущности, совершенно не важно. Короче, лучше жить с эмоциями и убивать друг друга, чем в мире, но без оных. Не верите? Посмотрите "Эквилибриум". Кстати, в фильме об этом заведении говорится мало - там все граждане получают дозу "лекарства" против сантиментов. Этакая река забвения. В переводе означает "Равновесие". Город-государство Либра - "Весы" (лично моя попытка расшифровать). Но убийство чувств - не поиск точки равновесия. Может быть, именно в этой игре слов таится единственный правильный, но, увы, нереализуемый рецепт против всеобщей агрессии?

P.S. Саундтрек. Воспроизвести это по памяти я не могу, но как раз эмоции подстегивает здорово, будоражит то, что спит глубоко внутри. Может, фильм сам по себе и музыка от него отдельно не произвели бы такого... приятного впечатления.

P.P.S. Едем из кино. Муж подруги за рулем, пытаясь обогнать какого-то "чайника":
-Ну куда ты прешь, мужик? Нет, ну ты уже реши, в какой ты ряд, блин!
-А теперь представим себе ту же сцену в мире без эмоций...
(Пауза)
-Дави его, гада!!!!

К другим рецензиям

На главную

Сайт управляется системой uCoz