Задумчивость японских байкеров... и многое другое

Речь пойдет о картине режиссера Такеши Китано "Кикуджиро" - это немного грустная и очень добрая комедия. Сюжет ее незамысловат: маленький мальчик отправляется в другой город искать свою маму, которую никогда не видел. Вместе с ним отправляется взрослый, его знакомый Кикуджиро (в этой роли снялся сам режиссер). Это фильм о человеческих отношениях, о том, как сделать человека счастливым. По собственному признанию режиссера, он много экспериментировал с образами, и все персонажи благодаря этому получились живыми и трогательными. Сложные характеры героев, необычные персонажи, интересная операторская работа, множество забавных моментов, понятных каждому - вот неполный перечень достоинств картины. Она построена на лучших (театральных) традициях японского кинематографа и носит философский характер, действие несколько замедленно при кажущейся динамике. В 1999 году этот фильм был отмечен на фестивале в Каннах, а на кинофестивале в Вальядолиде Китано был назван лучшим актером. Также картина получила "Приз Фипресси" - "за восприятие драмы одиночества и самоуглубления с оригинальным чувством смешного и за богатейшее индивидуальное режиссерское видение мира". Сам режиссер утверждает: "Я … решил снять именно такой фильм, чтобы доказать себе, что я справлюсь с обыкновенной историей и сделаю ее полностью своей". Предыдущие работы Китано как актера и режиссера не раз получали ценные награды, такие как Золотой Лев Святого Марка в Венеции, награды Японской Академии.


В общем-то, мне сейчас приходится заново дописывать эту рецензию, потому что рассказ о давно прошедшем фестивале японского кино на разбор картины не тянет.
Я не могу представить себе, чтобы еще в какой-то стране было возможно такое неспешное и странное путешествие неизвестно куда и почти неизвестно зачем, как в "Кикуджиро". Вообще, может быть, и в Японии так не бывает, но мы сделаем вид, что все идет как надо.
"Кикуджиро" - дорожные зарисовки. Встречи с людьми, любопытные пересечения, приятные и неприятные события. И все почти - в угрюмом, но доброжелательном молчании. Японские байкеры в представлении режиссера - это вообще нечто невообразимое. Хотя бы ради них этот фильм стоит посмотреть. То, что выше написано - про добрый и грустный фильм… Сами понимаете - жанр обязывает. Но это правда, хоть и звучит так банально. Герои проявляют непривычную чуткость, и хотя почти все время молчат, к ним проникаешься удивительной симпатией. Картина с большим настроением, немного задумчивая. Может, кому-то покажется скучной. Если вам нравятся гонки по пустому шоссе, стрельба, мордобой, интриги ЦРУ и ФБР - не смотрите. Японское кино вообще не для всех. Этот народ никак не избавится от медитативной привычки заниматься самосозерцанием даже в самые неподходящие для этого моменты. Я даже не знаю, что еще можно сказать...

 

Вместо P.S.:

В отличие от многих других стран, Япония не принимает слепо новые веяния Запада, но приспосабливает их плоды к своей почве, придает им неповторимый национальный колорит. Японская культура никогда не воспринимала агрессивно навязываемые ценности, а выбирала только то, что может хорошо вписаться в сложившийся веками стиль жизни, переосмысляла и перерабатывала.
А что мы, собственно, знаем о японском кинематографе? Пожалуй, что он возник сто лет назад на основе знаменитого театра Кабуки. Даже сегодня в кино еще сохраняются театральные традиции. Вообще все японские фильмы можно четко разделить на две группы: картины, посвященные современным событиям (так называемые гэндайгэки), и исторические (дзидайгэки). Японские фильмы на национальные сюжеты отличаются необыкновенной яркостью, красотой и достоверностью, среди них множество всемирно признанных шедевров, из которых нам наиболее известны работы знаменитого Акиро Куросавы "Семь самураев", "Расёмон", его экранизации шекспировских и горьковских пьес, а также "Идиот" Достоевского. Кроме того, наши зрители знают фильм режиссера Хироси Тэсигахара "Женщина в песках" (по одноименному роману Кобэ Абэ). Но вершиной японского кинематографа, бесспорно, был и остается хрестоматийный "Голый остров" (режиссер Синдо, 1960 год). Его видел весь мир. Это некая поэтическая притча о двух стариках, живущих на одиноком острове. В течение всей картины решительно ничего не происходит. На протяжении двух часов эти двое таскают воду, землю и камни и пытаются выжить. И в то же время "Голый остров" воплотил в себе всю философию жизни японцев, отразил ее неспешность и созерцательность. Эта черта на долгие годы стала основной японского кино. С середины 50-х, правда, японский кинематограф переживал кризис, вызванный засильем американской продукции. Однако сегодня, как видно, возвращается Золотой век японского кино, а само оно после временного перерыва возвращается к российскому зрителю.

К остальным рецензиям

На главную

Сайт управляется системой uCoz