ИГРЫ
РАЗУМА
Весьма
радует интерес американского кинематографа к непостижимым способностям
и особенностям человеческого сознания. Это завоевание только последних
двух-трех лет и, полагаю, эффект интеллектуализации штатовского кино возник
на этой почве абсолютно случайно: нельзя копаться в чужих мозгах, не заглядывая
в глубину души. Это, так сказать, побочный эффект - одно должно цепляться
за другое. "Игры разума" - очередная
попытка развлечь публику нагромождением загадочных и пугающих событий
(американский зритель - это натуральный адреналинщик!), образом шизофреника
(их в США тоже предостаточно) и несколькими шуточками сексуального характера,
которые получились на удивление непошлыми, милыми и интеллектуальными.
Вообще при просмотре картины возникает ощущение, что режиссер так до самого
конца и не определился в выборе жанра: то ли это драма, то ли комедия,
то ли мелодрама о тяжелой жизни гениального человека, с элементами шпионского
детектива...
Итак,
жанр... Тут есть и моменты, когда к горлу подкатывает ком и хочется
плакать, и другие, когда волосы на голове начинают шевелиться от ужаса,
и те, в которые зал начинает неудержимо хохотать... Наверное, я впервые
встречаю такую неоднородную субстанцию в кинематографе.
Главный
герой. Рассел Кроу никогда не был и не будет героем-любовником, какие
бы любовные переживания на экране он ни разыгрывал. Похвально, что практически
все его роли выдержаны весьма тонко, буквально на грани. Он груб и трогателен
одновременно. Его безумие настолько естественно, что невольно начинаешь
верить не сценарию, а этому неуклюжему шизофренику. Неловкое обаяние из
него так и прет, вместе с, казалось бы, совершенно непроизвольными нервными
подергиваниями - первым признаком душевного нездоровья.
Главная
героиня. Типичная жена гения. Такая женщина просто обязана присутствовать
при вручении ее мужу Нобелевской премии и выслушивать слова благодарности
со слезами на глазах. Немножко разлюли-малина, зато в первой части она
успешно была просто влюбленной женщиной, почти героической женой, такой,
какой жена и должна быть. Самое тяжелое для женщины, вероятно, сохранять
веру в любимого человека. Эта вера - единственное, на чем порой держится
жизнь. Дженнифер Коннели, наверное, очень остро это прочувствовала, раз
смогла так здорово воплотить на экране.
Главная
трагедия. Представьте себе, что ваша жизнь - как необитаемый остров.
Там нет никого и ничего, кроме вашей работы. Все время уходит на определение
траектории движения птиц и разрисовывание оконного стекла графиками. И
среди всего этого есть только одна добрая душа, которая никогда не даст
тебе погибнуть.Есть единственный человек, которому доверяешь свои самые
сокровенные мысли, кто никогда не предаст, кто помогает тебе... И вдруг
ты узнаёшь, что этого человека не существует. Никогда не существовало.
Он - это ты сам. Игры твоего разума. И ты по-прежнему одинок. Все твои
слова уходили в пустоту. Твоя жизнь - сон. Твоя работа - фантазия. Ты
не знаешь даже, где настоящее, а где придуманное. Вот это действительно
страшно. Особенно если хорошо сыграно. А сыграно объективно просто отлично!
Даже мелодраматические эпизоды почти не нарушают общей картины.
Финал...
Три молчаливых призрака идут рядом с Джоном Нэшем всю его жизнь, служа
молчаливым укором за "предательство". Предательство иной реальности,
существовавшей лишь в его сознании. Но под конец фильма то, что должно
было придать горьковатый привкус переслащенному хэппи-энду, создало, напротив,
комический эффект: зал откровенно ржал.
С
чисто геометрической точки зрения пропорции этого математического опуса
неидеальны. Но конструкция изящная и оригинальная. Вспоминается "Бойцовский
клуб", где часть жизни так же оказывается исключительно "виртуальной".
Но в "Клубе" не возникает такого острого ощущения собственного
бессилия и ужаса перед разрушением иллюзий. Напротив - некое молчаливое
изумление собственным величием. Еще Одоевский в своей "Сильфиде"
доказал пагубность исцеления для сумасшедших. У человека нельзя отнимать
его фантазии - жизнь становится пустой. Игры разума - попытка сбежать
от одиночества, от невозможности что-то изменить в самом себе. Быть может,
так и зарождается болезнь. В одиночестве...
К
остальным рецензиям
На
главную
|