ПАСЬЯНС "МАЛХОЛЛАНД ДРАЙВ"
Впервые я поняла, что это значит, - когда нечто проникает в твою жизнь. Нечто,
о чем ты никогда прежде не знал, а теперь оказывается, что оно уже давно идет
с тобой бок о бок и вплетается синей нитью во все, что ты делаешь, в то, что
тебе дорого и близко. Меня наполняет какой-то священный ужас, словно я смотрю
на себя со стороны. Хотя обо мне в этом фильме - ни слова. Я не похожа ни
на одну из героинь, я не сплю с женщинами и не снимаюсь в кино, я не способна
"заказать" любимого человека и не вожу с собой в сумочке пачки долларов,
потому что у меня их просто нету. У меня нет амнезии, и я не называюсь чужим
именем. Я не собираюсь умирать и у меня не бывает агрессивных галлюцинаций.
И тем не менее, мне показалось, что кто-то без моего ведома заглянул мне в
душу и просто принял все увиденное к сведению. Очевидно, этот кто-то - Дэвид
Линч.
Если отвлечься от всего личного и интимного, что я обнаружила в "Малхолланд
драйв", то там, по сути дела, есть три вещи.
Вещь первая: типично линчевские "прибамбасы" вроде таинственного
уродца, который дергает за веревочки и руководит действием; зловещих, непонятно
откуда и зачем берущихся и неизвестно куда потом исчезающих персонажей; юной,
полной надежд красавицы, которая в результате оказывается в полном г... Ну
об этом потом.И могущественный Ковбой, который неизвестно где и кем работает,
но может все на свете, тоже вполне в линчевском духе. И еще - непонятное пересечение
реальностей, когда трудно определить, что было на самом деле, что "приглючилось",
а может, было и то и другое, но в разное время, но тогда что сначала, а что
потом, а может, и одновременно, но в разных мирах... Выбираешь для себя подходящий
вариант через сутки-двое после просмотра фильма, потому что раньше мозги на
место не встают. Все время мучает мысль, что что-то упущено, что-то ты не
учёл и поэтому мозаика не складывается. А потом вдруг как сложится, как офигеешь
от всех этих непонятностей, и жить становится чуть любопытнее и чуть страшнее...
Итак,
вещь вторая: обалденно интересный сюжет, который, собственно, потом обрывается,
начинается другая история (как раз в том месте, где заканчивался "пилот"
фильма)... Точнее, не начинается, а заканчивается. Взяли две сказки, от одной
начало, от другой конец. В сказке есть прекрасная златокудрая принцесса и...
нет, не принц, а еще одна принцесса, только уже брюнетка. Есть дикая страсть
на фоне профессионального соперничества, есть некие закулисные интриги в сфере
кинобизнеса, есть таинственные исчезновения, есть провалы в памяти и преследования...
Если попытаться рассмотреть сюжет с точки зрения здравого смысла, то получается
так: молодая особа, приехавшая покорять Голливуд, потерпела неудачу в области
карьеры, зато приобрела любовницу. А любовница закрутила роман с режиссером
и получила главную роль. Все ясно и понятно, отвергнутая и уже поблекшая красавица
обнаруживает, ко всему прочему, еще одну соперницу, которой пророчат неплохую
протекцию. В результате она нанимает убийц, чтобы уничтожить неверную возлюбленную.
Узнав, что заказ выполнен, она, спасаясь от мук совести, пускает себе пулю
в висок. Это самый конец фильма. Теперь возвращаемся к началу. Предположим,
что убийство не удалось. Брюнетка, которая должна была отправиться на небеса,
теряет память и оказывается в чьем-то, неизвестно чьем, доме. И в этот дом
приезжает пожить молодая актриса. В общем и целом та же несчастная, которая
ее убить хотела, но только на несколько лет моложе, свежее и удачливее. Короче,
картина о том, как порой не соответствует реальная жизнь нашим розовым (в
прямом и переносном смысле) мечтам. И о том, как мы предполагаем, а некто
загадочный располагает. И о том, насколько все непрочно в этом мире. И о том,
как мы сами себе яму копаем по жизни... А в принципе, наверное, для каждого
- о своем.
И, наконец, третья вещь. Это надо издавать отдельно на дисках - таинственный
театр Silencio. Смысл действа целиком не очень понятен, но на нервы и эмоции
воздействие производит колоссальное. Во всех почти рецензиях этот театр называют
"булгаковским", Ну, может, что-то и есть, но я бы скорее провела
параллель с "магическим театром" Гессе, плата за вход в который
- разум*. Плач Ребекки - песенка, исполняемая акапелло, на малоизвестном аудитории
испанском, с весьма, при ближайшем рассмотрении, банальными и незамысловатыми
любовно-слюнявыми словами почему-то очень больно цепляет за сердце. И совсем
не удивляешься, почему это принцессы сидят, вцепившись друг в друга, и обливаются
слезами. Уставшая, немного растерянная Ребекка на сцене, недопевшая свой "плач"
- это как абсолютное воплощение бесцельности нашего существования: вне зависимости
от того, поет она или лежит в обмороке, песня все равно звучит.
Персонажи в фильме появляются и исчезают совершенно внезапно, события развиваются
так, что финальная сцена застает врасплох, и еще минут пятнадцать ты пытаешься
осознать, что весь материал для "переваривания" уже тут и ничего
нового ты уже не увидишь. Остается только думать, сопоставлять, перемешивать
все это в голове, как колоду карт, и затем раскладывать ее снова и снова,
как причудливый пасьянс...
________________________________________
* Герман Гессе, "Степной волк"
"Плач" Ребекки (для RealPlayer, 2,02 Mb)
Официальный сайт фильма (на английском)