ПАСЬЯНС "МАЛХОЛЛАНД ДРАЙВ"


Впервые я поняла, что это значит, - когда нечто проникает в твою жизнь. Нечто, о чем ты никогда прежде не знал, а теперь оказывается, что оно уже давно идет с тобой бок о бок и вплетается синей нитью во все, что ты делаешь, в то, что тебе дорого и близко. Меня наполняет какой-то священный ужас, словно я смотрю на себя со стороны. Хотя обо мне в этом фильме - ни слова. Я не похожа ни на одну из героинь, я не сплю с женщинами и не снимаюсь в кино, я не способна "заказать" любимого человека и не вожу с собой в сумочке пачки долларов, потому что у меня их просто нету. У меня нет амнезии, и я не называюсь чужим именем. Я не собираюсь умирать и у меня не бывает агрессивных галлюцинаций. И тем не менее, мне показалось, что кто-то без моего ведома заглянул мне в душу и просто принял все увиденное к сведению. Очевидно, этот кто-то - Дэвид Линч.


Если отвлечься от всего личного и интимного, что я обнаружила в "Малхолланд драйв", то там, по сути дела, есть три вещи.

Линч со своими актрисами
Вещь первая: типично линчевские "прибамбасы" вроде таинственного уродца, который дергает за веревочки и руководит действием; зловещих, непонятно откуда и зачем берущихся и неизвестно куда потом исчезающих персонажей; юной, полной надежд красавицы, которая в результате оказывается в полном г... Ну об этом потом.И могущественный Ковбой, который неизвестно где и кем работает, но может все на свете, тоже вполне в линчевском духе. И еще - непонятное пересечение реальностей, когда трудно определить, что было на самом деле, что "приглючилось", а может, было и то и другое, но в разное время, но тогда что сначала, а что потом, а может, и одновременно, но в разных мирах... Выбираешь для себя подходящий вариант через сутки-двое после просмотра фильма, потому что раньше мозги на место не встают. Все время мучает мысль, что что-то упущено, что-то ты не учёл и поэтому мозаика не складывается. А потом вдруг как сложится, как офигеешь от всех этих непонятностей, и жить становится чуть любопытнее и чуть страшнее...


Камиила (Рита) и Дайана (Бетти)Итак, вещь вторая: обалденно интересный сюжет, который, собственно, потом обрывается, начинается другая история (как раз в том месте, где заканчивался "пилот" фильма)... Точнее, не начинается, а заканчивается. Взяли две сказки, от одной начало, от другой конец. В сказке есть прекрасная златокудрая принцесса и... нет, не принц, а еще одна принцесса, только уже брюнетка. Есть дикая страсть на фоне профессионального соперничества, есть некие закулисные интриги в сфере кинобизнеса, есть таинственные исчезновения, есть провалы в памяти и преследования... Если попытаться рассмотреть сюжет с точки зрения здравого смысла, то получается так: молодая особа, приехавшая покорять Голливуд, потерпела неудачу в области карьеры, зато приобрела любовницу. А любовница закрутила роман с режиссером и получила главную роль. Все ясно и понятно, отвергнутая и уже поблекшая красавица обнаруживает, ко всему прочему, еще одну соперницу, которой пророчат неплохую протекцию. В результате она нанимает убийц, чтобы уничтожить неверную возлюбленную. Узнав, что заказ выполнен, она, спасаясь от мук совести, пускает себе пулю в висок. Это самый конец фильма. Теперь возвращаемся к началу. Предположим, что убийство не удалось. Брюнетка, которая должна была отправиться на небеса, теряет память и оказывается в чьем-то, неизвестно чьем, доме. И в этот дом приезжает пожить молодая актриса. В общем и целом та же несчастная, которая ее убить хотела, но только на несколько лет моложе, свежее и удачливее. Короче, картина о том, как порой не соответствует реальная жизнь нашим розовым (в прямом и переносном смысле) мечтам. И о том, как мы предполагаем, а некто загадочный располагает. И о том, насколько все непрочно в этом мире. И о том, как мы сами себе яму копаем по жизни... А в принципе, наверное, для каждого - о своем.

Ребека, плачущая о любви
И, наконец, третья вещь. Это надо издавать отдельно на дисках - таинственный театр Silencio. Смысл действа целиком не очень понятен, но на нервы и эмоции воздействие производит колоссальное. Во всех почти рецензиях этот театр называют "булгаковским", Ну, может, что-то и есть, но я бы скорее провела параллель с "магическим театром" Гессе, плата за вход в который - разум*. Плач Ребекки - песенка, исполняемая акапелло, на малоизвестном аудитории испанском, с весьма, при ближайшем рассмотрении, банальными и незамысловатыми любовно-слюнявыми словами почему-то очень больно цепляет за сердце. И совсем не удивляешься, почему это принцессы сидят, вцепившись друг в друга, и обливаются слезами. Уставшая, немного растерянная Ребекка на сцене, недопевшая свой "плач" - это как абсолютное воплощение бесцельности нашего существования: вне зависимости от того, поет она или лежит в обмороке, песня все равно звучит.

Режиссер, которому не повезло со спонсорамиБетти и Рита бьются над разрешением загадки (можно посмотреть крупнее)Как родилось имя "Рита"...
Персонажи в фильме появляются и исчезают совершенно внезапно, события развиваются так, что финальная сцена застает врасплох, и еще минут пятнадцать ты пытаешься осознать, что весь материал для "переваривания" уже тут и ничего нового ты уже не увидишь. Остается только думать, сопоставлять, перемешивать все это в голове, как колоду карт, и затем раскладывать ее снова и снова, как причудливый пасьянс...

________________________________________

* Герман Гессе, "Степной волк"

"Плач" Ребекки (для RealPlayer, 2,02 Mb)

Официальный сайт фильма (на английском)

К остальным рецензиям

На главную


Сайт управляется системой uCoz