Люди с нормальной
речью даже представить себе не могут, что испытывает человек, страдающий заиканием,
какие трудности приходится ему преодолевать. Эта проблема не столько физическая,
сколько психическая, поэтому и бороться с ней труднее, чем с другими заболеваниями.
Можно ли победить эту болезнь? Почему она возникает? С этими вопросами мы обратились
к логопеду Молодежного центра "Творческое развитие личности" Якову
Матвеевичу Горелику.
- Расскажите, пожалуйста, что обычно является причиной заикания?
- Заикание - это отсутствие информации о том, что такое заикание.
Фактически ни один учебник не объяснит вам, что это такое. Мой великий учитель
Анатолий Борисович Добрович характеризовал заикание как "невроз самоутверждения".
И это, на мой взгляд, абсолютно верно. Логопеды обычно говорят, что это спазмы
речевого аппарата. А вот это уже не совсем правильно. Первоначально заикание
вызывается сильным испугом, или постоянным стрессом психотравмой, неблагоприятной
обстановкой в доме, реже - попыткой ребенка подражать сверстникам, страдающим
заиканием. Все это происходит на фоне генетической предрасположенности. Как
ни странно, предрасположенность к заиканию может передаваться по наследству,
даже если родители не заикаются. Часто бывает так: в семье трое-четверо детей,
а заиканием страдает только один. В огромном количестве случаев болезнь вызывается
испугом, связанным с каким-либо животным (петухом, коровой, собакой). Но ведь
все дети пугаются громкого мычания или злобного лая, однако далеко не все начинают
заикаться. С чем же это связано? В первую очередь с самим человеком. Предрасположенность
предрасположенностью, а все-таки все зависит от личности, в том числе и лечение.
- Кстати, о лечении: какие методы исправления заикания существуют?
- При первых же признаках нарушений мамы бегут к невропатологам, и те прописывают
ребенку транквилизаторы, считая, что достаточно успокоить нервную систему, и
заикание пройдет само. Это неверно. К сожалению, даже победив заикание, мы все
равно не сможем изгладить этот стресс из сознания ребенка. Классическая логопедия
настаивает на необходимости комплексного лечения. В него входят психотерапия,
общение с логопедом, лечебная физкультура, физиотерапия, использование медикаментов,
ритмотерапия… Это, конечно, все очень интересно, но, увы, ни дыхательные упражнения,
ни лекарства не помогают. Так сказать, логопеды приходят и уходят, а заикание
остается. И потом, комплексное лечение только подразумевается, на деле же осуществить
его никогда не удается. Это, как говорил Ларошфуко, "то привидение, о котором
все говорят, но никто его не видел". Поэтому я основываю свою программу
на совершенно ином подходе к решению проблемы. Я никогда не говорю, что лечу
заикание. Я стараюсь перевоспитывать личность, и человек сам постепенно избавляется
от своего недуга. К каждому пациенту у меня индивидуальный подход: кому-то достаточно
месяца занятий, а кому-то и трех мало. Главное - помнить, что все в ваших руках.
В таких случаях я всегда говорю: "Я разжую и положу вам в рот, но проглотить
вы должны сами, - не могу же я говорить за вас". Так что здесь я выступаю
скорее как руководитель процесса, консультант.
- В каком возрасте обычно возникают проблемы с заиканием?
- В дошкольном возрасте - лет с четырех. Правда, нередки случаи,
когда заикание так же внезапно исчезает, как и появляется. Это вообще вещь непредсказуемая!
Иногда оно возвращается в первом классе, когда дети испытывают стресс, связанный
с необходимостью публичных выступлений. В более позднем возрасте это может быть
вызвано уже очень сильным потрясением, эмоциональным срывом. Между прочим, заикание
сродни болезненной застенчивости, когда человек панически боится выступать на
публике. В этих случаях очень действенным оказывается метод "клин клином".
Многие известные люди страдали заиканием и социофобией, то есть боязнью общества,
и все же заставляли себя выйти на сцену в буквальном смысле этого слова. Назову
несколько имен: великий артист Илларион Певцов, гениальная Фаина Раневская,
а я уж не говорю о Демосфене, которого, кстати, можно назвать родоначальником
современного психотерапевтического подхода к лечению заикания. Сценическое перевоплощение
часто избавляет, по крайней мере - на время, от этой болезни. Так, Певцов на
вопрос, почему в жизни он заикается, а на сцене - нет, неизменно отвечал: "Мой
герой не заикается, зачем же я буду это делать?" По тем же соображениям
все заикающиеся люди панически боятся магнитофонов.
- При появлении первых признаков заикания первым делом тревогу бьют мамы.
Что вы им можете посоветовать?
- Самое главное - не заострять внимание ребенка на его ошибках,
сбоях в речи. Это может очень скоро привести к фиксации заикания. "Трепетные"
мамы очень часто останавливают свое чадо, указывают ему на ошибку и заставляют
повторять неудавшееся слово до посинения. Не надо этого делать! Бывают такие
ситуации: ребенок выходит к доске, готовый отвечать урок, "затыкается"
на первой же букве "П", к примеру (самая сложная буква для страдающих
заиканием). Смущается, напрягает все силы, одноклассники смеются, а учитель
не выдерживает: "Ну что ты пыхтишь, как паровоз?" Ребенок тяжело переживает
подобное, не хочет больше ходить на занятия, общаться с ровесниками.
Считается: если заикающийся человек хорошо знает материал, который должен публично
изложить, то сбоев не будет, и никаких нервов… Но даже если выучить текст наизусть
- результат не гарантирован. Многим это все равно не помогает: стоит только
встать перед аудиторией - и все слова вылетают из головы. С того момента, как
ребенок осознает свой недуг, понимает, что чем-то отличается от своих товарищей,
вообще от других людей, он начинает стесняться этого, все время бояться ошибиться.
В результате - постоянные стрессы, беспрерывное заикание. Между прочим, очень
у многих заикающихся этот недуг проявляется только в общении с незнакомыми людьми.
Они начинают следить за своей речью, боясь "споткнуться", и обязательно
это делают. Мои пациенты пишут так называемый "Дневник моего заикания",
где рассказывают историю своей болезни. Практически у всех можно встретить упоминание
о том, что о детских "приступах" заикания они совсем не помнят, но
в возрасте 11-13 лет уже начинают осознавать свою непохожесть, испытывают из-за
этого массу неудобств и боятся отвечать в классе. Фиксация внимания на ошибках
приводит к осознанию болезни, а ее осознание - к усилению и закреплению заикания.
- Яков Матвеевич, а сами-то вы как давно занимаетесь
лечением заикания?
- Вот уже тридцать три года, и до сих пор продолжаю учиться,
совершенствоваться. Как говориться, "век живи - век учись, и дураком помрешь".
Я пришел к заиканию через заикание. Я живу этим, я понимаю людей, которые приходят
ко мне, поэтому могу помочь им. Без ложной скромности скажу, что мой метод сильно
отличается от прочих, он уникален. И в то же время я стою на плечах моих великих
учителей и предшественников: Григория Даниловича Неткачева, Казимира Марковича
Дубровского, Анатолия Борисовича Добровича, Маргариты Иосифовны Мерлис, Ионы
Ильича Тартаковского… Эти имена нельзя забывать. Опираясь на их опыт и на собственные
разработки, я провожу курс бесед и практических занятий с самими заикающимися
детьми и с их мамами. Поскольку именно мамы отвечают за благоприятность обстановки
в доме. Они могут как помочь лечению, так и свести его результаты на нет. Поэтому
в первую очередь я должен проинструктировать их. Мои беседы включают в себя
вопрос о природе заикания, его свойствах, закреплении и трудностях исправления.
Также мы говорим о страхах здоровых детей (таких, как, например, боязнь темноты,
одиночества). Важное место в наших беседах занимает вопрос, который я называю
словами Высоцкого "Не спеши и, главное, не бойся". Мамы часто жалуются,
что ребенок торопится говорить, захлебывается и сбивается. Логопеды в таком
случае обычно замечают: "У него мысль бежит впереди словесного потока".
А как же иначе? Попробуй-ка опередить собственную мысль! Если мысль работает
медленнее речи, то это уже, согласитесь, ненормально. Иногда ребенок начинает
говорить быстрее, чтобы было поменьше сбоев. Однако очень скоро он привыкает
к новому темпу речи, а ошибок становится все больше. Поэтому главный совет,
который обычно дают заикающимся детям, - не спешить. И, конечно же, мы обсуждаем,
как успокоить ребенка. От этого зависит очень многое.
Такого о заикании мы, кажется, еще не слышали. Все это даже на первый взгляд
кажется гораздо более логичным и действенным, чем устаревшие "шаблонные"
методы. Давно доказано, что лечение любой болезни требует индивидуального подхода
к пациенту. Именно на этом строят свои методики специалисты нового направления
в логопедии, за которым, будем надеяться, большое будущее.
© Lilith Wolfy, 2000