ПЛАНЕТА КИНОКУРЬЕЗОВ, ИЛИ АМЕРИКА С ОБЕЗЬЯНЬИМ ЛИЦОМ

Ну, друзья мои, доложу я вам... Об этом уже давно сказал Николай Васильевич Гоголь: "Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья-то ломать?!". После просмотра этой картины передо мной особенно остро встал вопрос о том, сколькими способами можно испортить неплохой, в принципе, ставший уже классическим (сделаем скидку на то, что это классика Голливуда, даже при европейском происхождении) сюжет. Оказывается, на двухчасовом временном отрезке можно успеть применить просто-таки огромное количество таких способов! В этом режиссер Тим Бартон очень преуспел. Более полного собрания клише американского экшн-кинематографа я еще не встречала. Здесь сведено через кальку практически все! Даже не просто повороты сюжета,а еще и мимика, и жесты, и тексты, и планы... Смотришь - как будто играешь в "угадай, откуда "скатано". Все это уже придумано и проиграно очень давно, и теперь скрипит на зубах, как песок от позапрошлогоднего пляжного отдыха. Причем под традиционные американистые образы подогнано даже то, что подогнаться не могло никак! Герой с самого начала не рвется стать спасителем мира, а просто хочет попасть домой. Его же очень ловко разворачивают в нужном направлении и не дают сойти с этого нелегкого пути уже до самого конца. В результате он проникается-таки сознанием своей высокой миссии и ведет себя соответственно. Только вот 80% экранного времени индивидуалистические настроения будущего супермена как-то не очень вяжутся с эффектным поигрыванием желваками и взглядом, устремленным в светлое будущее. Это во-первых.


Эстелла Варен - экранное воплощение книжной Новы. Не очень, впрочем, удачноеВо-вторых, Эстелла Варен, конечно, красавица, но полюбоваться на модельное тело нам так и не удалось (только изредка мелькали в сумраке ночи ее длинные ноги), а играть напуганных молчаливых красавиц с глазами, перманентно наполненными слезами, не так трудно, как кажется. В приципе, все модели именно с этого и начинают обычно.

Хелена Бонем-Картер без грима более эмоциональна
В-третьих, Хелена Бонем-Картер, конечно, прекрасная актриса, но здесь то ли недоигрывает, то ли переигрывает. Не знаю, может быть, у чувствительных представительниц обезьяньего племени принято именно так выражать свои эмоции. А может, Хелену просто несколько сковывал грим, накладывание которого занимало чуть ли не 12 часов в сутки. Не берусь судить, но, несмотря на все ее очарование даже в таком непривычном образе, все же с этой ролью ей на"Оскара" рассчитывать не придется.


В-четвертых, во всем проглядывает какая-то незавершенность, незаконченность. По идее на протяжении двух часов должны были развиваться две параллельные любовные линии. Однако героиню бедной Эстеллы оставили где-то на обочине, возвращаясь к ней только тогда, когда Марк Уолберг перед камерой проникновенно глядел в глаза Бонем-Картер. В результате сцена прощания вышла просто комической! Зал апплодировал, когда герой поцеловал-таки симпатичную обезьянку в исполнении Хелен (только не потому, что все давно этого ждали; говорят, каждый человек по своей природе бисексуален. Могу теперь добавить, что некий налет зоофилии в нас, вероятно, тоже имеется: иначе такую восторженную реакцию не объяснить). И вот он тут же идет прощаться с героиней Варен, которая страстно целует его и убегает в темноту. С чувством выполненного долга парень отправляется домой.

Тут пора сказать "в-пятых", потому что весь фильм этим маленьким просчетом сводится на нет. Нежно доверяя шимпанзе заботам своей приматной возлюбленной, капитан ВВС США Лео Дэвидсон почему-то как-то не подумал о том, что, стоит ему вернуться в свое время, на свою планету, - и всего этого обезьяньего мира никогда не будет, планета останется необитаемой, не будет больше разговаривающих мартышек и угнетенных Homo sapiens... Ничего не будет. Так-то! Мы, воспитанные на научной фантастике, давно знаем толк в таких делах.


Бонем-Картер в гримеИ, наконец, знаменитый финал. У режиссера было 5 вариантов завершения нового фильма. По мне так лучше бы передрал без изменений из самого первого фильма, где герой находит полуразрушенную Статую Свободы и понимает, что все это время находился на Земле. Потому что то, что сотворил Бартон, просто ни в какие ворота не лезет! Возможно, он просто решил выбрать из своих пяти вариантов самый неожиданный и самый нелепый. Неожиданный - это верно. Но должна быть и какая-то логика! Все понятно, это опять Земля. Идея та же, что и 30 с лишним лет назад. Но что-то уж больно наворочено и нелогично. Если только режиссер об этом задумывался, то получается, два экранных часа подвигов и борьбы за равенство людей и обезьян отправляются горилле под хвост, так, что ли? Не усвоили уроки истории, не подчинились великой и непоколебимой концепции американского кинематографа и не захотели поклониться удивительной харизме супер-героя? Это было бы очень ценно, если бы создатели фильма взялись делать оригинальный сюжет, а не очередной римейк, если бы прописали эту мысль менее прозрачно и добавили немного логики в действия персонажей (ну правда, когда это красавица-блондинка успела так влюбиться в парня из племени "ВВС США"? и каким образом в семье обезьяньего сенатора выросла такая человеколюбивая дочь?). Однако вполне очевидно, что это вышло абсолютно случайно. Бартон схватился бы за голову, если бы ему указали на такое обстоятельство...


Короче говоря, этот фильм будет интересен любителям спецэффектов, панорамных съемок,поразительного по сложности и естественности грима и кинематографических курьезов. Действительно, в художественном плане прекрасная работа, жаль только, что больше в фильме отметить-то и нечего, даже игра актеров какая-то натянутая и малоэмоциональная.

Вновь перефразируя классика, сюжет, конечно, неплохой, но ведь еще и головой думать надо! Честное слово - обидно: столько денег потрачено, а кроме как гримом и восхититься нечем...

Ко второй части

К остальным рецензиям

На главную

Сайт управляется системой uCoz